26.12.2015

Корейский национальный музей: большое здание - маленькое впечатление

Я уже не первый раз пытаюсь написать этот пост так, чтобы никого не обидеть, и чтобы было интересно, но это не так-то просто, потому что это пост про музей, а я не очень-то люблю музеи, и к тому же это пост про Корейский национальный музей (국립중앙박물관), который, ну… немного странный. Сейчас попытаюсь объяснить почему.
 

Начать стоит с того, что музей просто огромный, он занимает, если верить википедии, шестое место в мире по площади. Здание музея, открытое в 2005, длинное, высокое и расположено на возвышении, из-за чего производит еще большее впечатление. Снаружи вообще выглядит красиво. Все та же википедия утверждает, что музей является 14-м по посещаемости в мире и даже обгоняет Эрмитаж. Но я почему-то думаю, что все дело в том, что вход бесплатный, и что, видимо, все школьники Кореи принудительно отправляются восхищаться национальной историей и культурой (в этом смысле тут все как везде).


В целом музей представляет собой что-то среднее между историческим музеем, этнографическим музеем и картинной галереей. Основная экспозиция включает залы, посвященные корейской истории и культуре, посвященные корейскому искусству и посвященные странам ближнего (для Кореи, естественно) зарубежья: Японии, Китаю, Индии и ЮВА. В другую часть музея приезжают «гастролирующие» выставки, сейчас, например, там Рубенс и современники.


И вот первая странность заключается в том, что из-за такого разнообразия получается ни то, ни се. То есть вроде это и не исторический музей в полной мере, потому что нет того количества собственно исторической информации, какое ожидаешь от такового, но вроде как и не этнографический, потому что ничего про быт особо нет, все больше оружие, керамика и украшения без какой-либо очевидной исторической привязки… И это очень странно, по крайней мере для меня.


Кроме того, очень удивляет сама экспозиция. Во всех исторических музеях, в каких мне доводилось бывать, количество экспонатов увеличивалось в геометрической прогрессии с увеличением даты их, так сказать, появления. Ну то есть про каменный век чуть-чуть, а про XIX век – очень много. В Корейском национальном музее все в точности наоборот: большая часть экспозиции покрывает временной промежуток от Палеолита до X века нашей эры. На все остальное время – династии Корё и Чосон – приходится от силы 1/3 исторической части музея. Я ничего не имею против древней истории, но все-таки мне больше было бы интересно узнать что-то про дела не столь давно минувших дней.
При этом даже историческая часть состоит не столько из предметов быта, костюмов и макетов городов – чего я ожидала – сколько из предметов искусства, книг (на китайском), оружия и украшений. То есть это не музей, в котором демонстрируется, как люди жили, это музей, в котором просто выставлены различные раритеты, на которые можно посмотреть. В целом такое ощущение, что это такая картинная галерея, в которой вместо картин всякие каменные топоры и керамика X века (и залы на схеме музея даже называются "галереями" истории).

Привет :3
Это мое субъективное мнение, но я вообще не понимаю, зачем нужен такой музей. Пройдя по нему, я узнала о корейской истории меньше, чем из путеводителя, вот честное слово. Да, наверное, если бы я читала все надписи или взяла аудиогид, я бы узнала больше, но с тем же успехом это я могу сделать и без музея, если уж на то пошло. А в условно этнографическом музее все-таки, как мне кажется, должна быть возможность в каком-то смысле "увидеть" старину и получить какой-то такой опыт, который нельзя получить, читая книгу.

Наконец, что меня удивило и в некотором роде расстроило, так это полное отсутствие раздела, посвященного истории японской оккупации и последующего. Такое ощущение, что XX века в истории Кореи не было вообще: экспозиция заканчивается вместе с Чосон. Это, наравне с чрезмерным вниманием к очень далекому прошлому, как бы так очень толсто намекает на то, что одна из главных целей музея – проникнуть привозимых в него школьников уважением к величию и древности своей нации, а не показать им реальную картину. Это объяснимо, но от этого не менее грустно.

Мой любимый экспонат: первая нарисованная в Корее карта мира.
Ну в общем как-то так. Повторюсь, это мое субъективное мнение, которое, вероятно, не разделять многие из тех трех миллионов человек, которые ежегодно музей посещают, но уж что делать :)

P.S. Мы были еще в части музея, посвященной искусству, но я ничего не понимаю в искусстве, поэтому даже не затрагиваю ее.
P.S.S. Не советую ходить в музей с кем-то, кто знает китайский и относится к китайской цивилизации, мои комрады постоянно посмеивались на тему того, что все "корейские" тексты на китайском ;)

Комментариев нет :

Отправить комментарий